Закрыть рекламу ×

Традиции чувашской свадьбы

Содержание

Чувашская свадьба с традициями для укрепления семьи

Чувашская свадьба отличается традициями и различными обычаями. Чтобы о них узнать, необходимо рассмотреть всю специфику от знакомства молодых до процесса заключения брака.

Свадебное торжество — основной шаг в жизни чувашей

Такое мероприятие, как свадьба, считается одним из весомых мгновений в чувашской семье. У них этот процесс символизируется с формированием новой ячейки общества в родословной. С древних времен чуваши считали создание семьи основной жизненной задачей. Если человек не вступил в брак и не обзавелся потомством до определенного времени из-за каких-либо факторов, то принято говорить о совершении греха.

Подготовиться и провести чувашскую свадьбу не так-то просто. Это не только застолье и сбор родственников. Это новый шаг в жизни, который заключается в следовании обрядам.

Таинства чувашского народа

Обряды чувашской свадьбы тесно взаимосвязаны с бытовыми и религиозными легендами. Обычаи бытового характера включают калым и приданое. Религиозные предания позволяют спасти семью от нечистых сил и сглаза, а также привлечь счастье и богатство.

Весь свадебный процесс длится в течение нескольких недель и основывается на прохождении многих шагов от знакомства молодых до заключения брака.

Знакомство молодых

Чтобы найти возлюбленную, жениху нужно было выехать за границы своей родной местности. Это давало уверенность в том, что будущая жена не будет находиться с избранником в родственных отношениях. Жители одного села могли быть друг другу родственниками. А по правилам категорически запрещается жениться на девушке из ближайшего круга.

По этой же причине участие в торжестве принимали многие поселения, где молодежь узнавала друг друга. Встречались случаи и то, что пару жениху выбирали отец и мать. Но они обязательно советовались как с юношей, так и с девушкой перед заключением брака. Если между сторонами наблюдается симпатия, необходимо одаривать подарками. Женщинам преподносят платки, а мужчинам — различные угощения.

Выбор будущей супруги

После того как жених выбрал суженую, он говорит о своем ответе родным. Отец и мать перед свадебным торжеством обязательно убеждаются в том, что в жилье приглашают здоровую и воспитанную женщину. Так как будущая супруга будет хозяйкой в доме, то она должна следить порядок. Навыки девушки тщательно проверялись родственниками. Зрелые женщины ценятся больше, так как они имеют солидное приданое и опыт в ведении хозяйства.

Процесс сватовства

Чаще всего сватовство проводится в весенний период времени. К будущей супруге отправляют сватов. Коллектив включает многочисленных родственников и близких семьи. Но существует отличительная черта — количество сватов всегда нечетное. Жители, которые были выбраны, появляются в жилище девушки с угощениями и питьем. Если выбор делают родители, то на первый прием берется жених. Если женщину мужчина не оценил, то молодой человек может спокойно отказаться от нее. Тогда процесс сватовства начинается заново.

После прибытия в доме невесты родственники жениха заводят обычный разговор с родителями девушки. Это совершается осознанно, так требуют традиции. Если первый визит проходил хорошо, то назначалась вторая встреча с будущими супругами.

Некоторые моменты сватанья

Если сваты обсудили все моменты с родными невесты, то через 2-5 дней с визитом приходила сторона будущей супруги. Такая встреча позволяла закрепить знакомство и заключить договор о калыме и приданом. И та, и другая сторона обменивается угощениями. Невеста в обязательном порядке преподносит подарки родным избранника.

За столом совершаются переговоры о будущем мероприятии. День бракосочетания назначался через 3 или 5 недель. Главным требованием является нечетная неделя проведения праздника.

В приданое включают кухонную утварь, одежду и скотину. Калым состоял не только из денег, но также из продуктов для празднования. Такие обычаи чувашского народа используются до сих пор. Только теперь все определяется в денежных ценностях.

Отдача калыма происходит за несколько дней до мероприятия. Родными невесты ставится на стол хлеб с солью, а родственниками жениха он накрывается мешочком с деньгами. Отец или дед девушки забирает калым, а мешочек с вложенной монеткой отдает обратно. Этот обычай необходим для того, чтобы в доме никогда не заканчивались деньги.

Подготовка к торжеству

Многочисленные обычаи чувашской свадьбы отличаются от географического месторасположения народа. На обряд также влияет согласие будущей супруги на ее хищение.

Мероприятие начинает происходить сразу в двух жилищах. Потом жених везет невесту к себе в дом, где уже продолжается празднование.

За 2-4 дня до мероприятия молодая пара обходит всех близких и родных в поселении. Есть еще одна традиция — пивоварение. Первый шаг заключается в чистке банного помещения. После этого невеста проходит повторное омовение, что позволяет очиститься от нечистых сил. После бани молодожены надевают традиционные костюмы, просят благословения у родителей. Затем начинается торжественная церемония.

Начало торжества

Приглашенные гости находятся в доме в ожидании жениха. Родственники занимаются подготовительными мероприятиями. На стол ставятся угощения. После чего близкие люди читают молитву за благополучие молодой семьи.

Одновременно с этим, в другой комнате невеста с подружками примеряет свадебное платье. После того как жених приезжает, он платит отцу девушки деньги в виде символической платы. Дальше мероприятие проходит в доме. Жених занимает то место, куда указывают родители девушки.

Встреча будущего супруга на празднике

Когда проходит веселое застолье с песнями и танцами, вводится новобрачная. Она обязательно находится под свадебным покрывалом. Невеста заводит песню с причитаниями. После этого мужчина забирает ее в свое жилище. Во время поездки домой жених должен провести обряд, который защитит его семью от злых духов. Он заключается в хлестании жены нагайкой около 3-5 раз. Обратная дорога сопровождается музыкой.

Подготовительные мероприятия в доме жениха

Когда гости собираются в жилище будущего супруга, его наряжают в традиционный чувашский костюм. Дальше мужчина выходит во двор, где холостые парни поют песни. Как только первый этап завершен, все снова возвращаются в дом и начинают выпивать. Потом жених отправляется за женой.

В дом к жениху возвращаются только под вечер. Супруга с родственницами жениха остаются на погосте в доме мужчины. Утром совершается следующий обряд — венчание в церкви. После торжественной церемонии приглашенные гости и молодожены возвращаются домой. Там они уже переодеваются в наряд замужней девушки и свадебный пир продолжается.

Торжественное мероприятие в жилище жениха

Обряды после завершения венчания на этом не заканчиваются. Возле околицы отца невесты разбивается яйцо. Муж съедает жидкую субстанцию и запивает молоком. Такая традиция способствует счастью в семейной жизни. После каждого обряда молодые отправляются в брачное ложе. Новобрачных запирают на 2-6 часов в комнате, после чего их выпускает одна из матерей.

По традиции после брачной ночи женщина отправляется за водой. Жена должна принести наполненное ведро, при этом золовка 3 раза мешает ей это совершить. Только на 4 раз допускается занесение воды в дом. После бракосочетания гуляния продолжаются еще несколько дней.

Традиции после свадьбы для укрепления семейной жизни

После заключения брака молодожены еще в течение 3 дней не имеют право наводить порядок в доме. Этим занимались родственники, за что супруга откупалась от них подарками. Также мать жениха одаривала семью различными угощениями и презентами. Первый год после свадьбы родственники посещают друг друга. Это позволяет полностью закрепить семейные узы.

Через 7 дней молодожены навещают тестя. Еще через 3-5 дней снова навещают отца невесты, но уже вместе с родителями мужа. Через 6 месяцев тестя посещает 12 родственников. Все гостят 3 суток. За этот период происходит возврат остатка приданного.

Еще одним поверьем является то, что жених не должен плясать на собственном торжестве. Если правилу не придерживаться, то значит, жизнь в браке будет плоха. Отдых допускается только после первого визита жениха к тестю. Но современными молодыми парами допускается исполнение первого свадебного танца прямо на церемонии.

Традиционные костюмы чувашского народа

Жених на свадебное мероприятие одевается в расшитую рубашку, кафтан. Все подпоясывает кушаком синего или зеленого цвета. В обязательную атрибутику включают сапоги, перчатки, меховую шапку с монетой на лбу, украшение на шею. В период сватовства невесте дарят вышитый платок. Супруг пришивает его к себе на пояс сзади, а в руках удерживается нагайка. Даже если будет жаркая погода, жениху нельзя ничего снимать из представленной атрибутики.

Невеста облачается в наряд, на котором располагается до 15 кг украшений, 2-3 кг из которых являются серебряными монетами. Их цепляют на головной убор и ленту-накидку. Наряд будущей жены состоит из рубашки, передника, халата или кафтана. По обычаям их тоже украшают вышивкой. Также обычаи подразумевают ношение колец, браслетов, шейных и нагрудных подвесок. С собой будущая супруга берет кошелек и зеркальце. Головной убор невесты украшается бисером, раковинами и монетами. Рисунки на костюме напоминают геометрические фигуры. В каждом из них заключается смысл. Покрывают новобрачную белой плотной тканью с вышивкой.

Чувашская свадьба проходит довольно необычно. Но соблюдая все обычаи и следуя четко всем шагам, семья будет жить счастливо и богато.

Традиции чувашской свадьбы

Свадьба – одно из самых главных и грандиозно отмечаемых событий в жизни каждого чуваша. По своему размаху сложно отыскать ему ровню. Чуваши справедливо считают, что бракосочетание – это переход на другой уровень отношений: создание семьи и рождение наследников. Женитьба или замужество издавна являются целью жизни каждого чуваша. Прожить всю жизнь и не завести семью считается у этого народа страшным грехом. Чувашскую свадьбу и подготовку к ней сопровождает множество традиционных ритуалов и обрядов, имеющих сакральный смысл.

Чувашские свадебные традиции и обряды

Традиционные чувашские свадебные обряды и ритуалы пришли в сегодняшний день из далеких времен. Возникли они на бытовом уровне. Например, калым и приданое традиционно помогали родителям невесты возместить затраты, которые они вложили в свадьбу, а молодоженам служили начальным капиталом для семейной жизни. Другие традиции возникли на религиозной почве – они призваны защищать молодоженов от злой силы, привлекать счастье и достаток в молодую семью. От сватовства до бракосочетания в Чувашии проходит несколько недель. Вереница событий происходит в определенной последовательности, за соблюдением традиций следит родственник чувашского новобрачного.

Знакомства, выбор невесты и жениха

В старину искать спутника и спутницу жизни было принято в другой деревне, желательно как можно дальше от своего места жительства. Этой традиции есть простое объяснение: так меньше риска взять в жены родственницу. Ведь живущие в одной деревне жених и невеста могли быть как близкими, так и дальними родственниками, а свадебные традиции чувашей запрещали женитьбу родственников до седьмого колена.

Поэтому в национальных праздниках участвовали, как правило, несколько деревень, чтобы молодежь из разных поселений могла знакомиться между собой. В редких случаях пару своим детям выбирали родители, но даже если дело обстояло именно так, свадьбу не играли без согласия молодых. Если чувашской девушке нравился молодой человек, то она своими руками вышивала платок и дарила его избраннику. А молодой человек, по традиции, угощал понравившуюся девушку конфетами, пряниками и другими сладостями.

После того, как парень выбрал невесту, он говорил об этом матери и отцу. Задачей старших было убедиться до свадьбы, что избранница сына здорова и имеет хорошее воспитание. Самую тщательную проверку будущая жена проходила в ведении домашнего хозяйства. Девушка должна была быть аккуратна и трудолюбива, чтобы стать полноправной хозяйкой в новом доме. Невесты постарше ценились у чувашей больше, чем молоденькие, потому что у первых было больше приданого и опыта ведения домашнего хозяйства.

Обряд сватовства

Самый благоприятный для сватовства период у чувашей – весна. Следуя традиции, к избранной девушке парень посылал сватов. Делегация для переговоров формировалась в следующем составе:

  • старший дружка – родственник жениха, который должен был договариваться с родителями девушки;
  • младший дружка – его выбирали из молодых родственников чувашского жениха, он должен был вести переговоры со свитой невесты, петь песни на свадебном торжестве;
  • другая родня или хорошие знакомые.

Число сватов всегда было нечетным.

Чувашские сваты приходили не с пустыми руками, они приносили с собой сладости, фрукты, алкоголь. Количество гостинцев также было нечетным. Эта чувашская свадебная традиция символизирует, что до сватовства жених с невестой – еще не пара. Если жену выбирали родители жениха, то на первое сватовство они брали с собой своего сына, чтобы тот мог познакомиться с девушкой. Если она ему не понравилась, то было не поздно отказаться от свадьбы.

В доме невесты чувашские сваты садились посреди избы и начинали мудреный разговор с отцом девушки, не спешили раскрывать секрет, зачем пришли. Обычно начинали говорить о продаже чего-нибудь. Родители невесты тоже поддерживали традицию, и отвечали, что ничего не продают. После этого в комнату приглашали девушку, и сваты рассказывали ей о цели своего визита.

Если ответ от родителей девушки был положительный, то через пару дней к невесте приезжали отец и мать жениха, привозили гостинцы. Они знакомились с девушкой, договаривались с ее родней о приданом и калыме. Родители невесты в ответ готовили угощение, а девушка, соблюдая чувашскую свадебную традицию, преподносила будущим свекрам в подарок полотенца и рубахи. На этой встрече уже оговаривали день свадьбы, который назначали примерно через 3 или 5 недель после сватовства. Количество недель обязательно было нечетным.

Приданым на свадьбе у чувашей были предметы быта, одежда, домашние животные и птицы. В калым, который давал жених за невесту, входили продукты на свадьбу, шкуры и, конечно, деньги. Традиция с калымом сохранилась у этого народа и по сей день, но сейчас невесту выкупают у родителей только деньгами. Об их количестве не договариваются – каждый платит, сколько может. Сумма бывает очень большой, а бывает лишь символической, просто в дань традиции.

Калым отдается до бракосочетания в доме невесты. Родители девушки ставят на стол хлеб и соль, а отец жениха кладет на каравай кошелек с деньгами. Отец невесты или ее старший родственник забирает деньги, а назад отдает кошелек с монетой. Она символизирует богатство молодой семьи.

Подготовка к свадьбе

Свадьба у чувашей всегда славилась разнообразием обрядов и традиций, которые отличались друг от друга по территории проживания. Если девушку отдавали замуж насильно, а не по согласию, обряды на такой свадьбе были несколько иными. Но это отдельная тема, касаться которой здесь не будем.

По традиции, свадебная церемония начинается одновременно в двух домах – жениха и невесты. Затем будущий супруг едет в дом к возлюбленной, чтобы забрать ее у родителей и привезти в свой дом. Здесь же свадебное торжество и заканчивается.

За несколько дней до свадьбы чувашские жених и невеста (каждый в своей деревне) вместе с родителями и друзьями оповещали о предстоящем событии родственников. Пиво для свадьбы тоже варили заранее. А начиналось свадебное торжество с уборки бани, в которой должны мыться молодые и их родственники. После того, как чувашская невеста помылась, ей предстояло пройти еще одну баню, которая, по народному поверью, очищало молодую от злых духов. После этого брачующиеся одевались в новые наряды и просили у стариков благословение на свадьбу.

Чувашская народная песня-причитание

У низовых и средненизовых чувашей на свадебной церемонии обязательно исполнялся обряд – плач невесты. Он сохранился у некоторых чувашей и по сей день. Перед тем, как переехать в дом мужа, чувашская невеста исполняет очень грустную песню, причитая о том, как она не хочет покидать родительский дом и уходить в чужой, оставляя своих родных.

По традиции, первой начинала причитать замужняя сестра или другая родственница. Она показывала молодой, как это надо делать. Потом невеста подхватывала горестный мотив и причитала со слезами. При этом, вспоминала родителей, сестер, братьев, свое детство и родной дом. Каждая чувашская невеста причитает по-разному, импровизация в этом деле приветствуется. Во время рыданий молодая обнимает всех родных и друзей, прощается с ними.

Этот обряд интересен еще тем, что во время него чувашская невеста подносила каждому гостю и родственнику ковш пива, в который нужно было класть монеты. Они назывались – «дань плача». После окончания обряда, девушка клала монеты за пазуху. Плач невесты – дело не скорое, он продолжался несколько часов. Потом невесту везли к жениху. Во время причитаний и плача новобрачной все, кто были в это время в доме, танцевали и хлопали, стараясь развеселить невесту.

Свадьба в доме невесты

В то время, когда гости собирались, читали молитвы за счастье молодых, готовили блюда на праздничный стол и ждали приезда жениха, новобрачная со своими подругами одевалась в специальной комнате. Традиционно, дружки должны были заплатить отцу чувашской невесты символическую плату, не стоит эту дань путать с калымом. После проведения ритуала, гостей пускали в дом, жениха угощали пивом и усаживали на почетное место. Перед этим родители невесты клали сюда деньги, которые жених забирал.

Начиналось застолье, гости веселились, танцевали, потом выходила новобрачная в специальном свадебном покрывале. Невеста затягивала традиционную песню с причитаниями, после исполнения которой, ее увозили в дом мужа. Когда свадебный экипаж выезжал за деревню, жених исполнял обряд изгнания злых духов. Для этого он ударял свою суженую три раза нагайкой. Обратно свадебный поезд приезжал с музыкой и песнями.

Свадьба в доме жениха

Жениха перед торжеством близкие родственники наряжали в свадебный национальный костюм. Потом он шел во двор к гостям, и там начиналось веселье. В танцах и песнях участвовали дружка и холостые парни. Вдоволь наплясавшись, все шли в дом, чтобы немного выпить. Затем дружка жениха с парнями шли в дом невесты. Эта процессия сопровождалась задорными песнями и громкой музыкой.

Из дома невесты уходили вечером. Следуя чувашскому свадебному обряду, невеста шла спать вместе с родственницами суженого, а гости и родня жениха оставались на ночь в его доме. Утром все шли в церковь, где проходила церемония венчания. По традиции, после регистрации брака, дома с молодой жены снимали покрывало и одевали ее в наряд замужней женщины. Свадьба продолжалась дальше.

После церемонии венчания новобрачным предстояло пройти много разнообразных обрядов. Так, у ворот дома им под ноги разбивали сырое яйцо, а затем угощали жидкой яичницей на молоке. Этот обряд являлся символом счастливой жизни. Потом молодых провожали на супружескую кровать и на несколько часов оставляли одних в комнате. «Будить» пару приходила сваха.

После того, как молодожены побывали наедине, молодую жену посылали к колодцу. Девушка должна была набрать ведро воды и принести его в дом. Во время этого обряда золовка три раза разливала воду, и только на четвертый раз невестке давали возможность принести воду домой. После всех основных обрядов чувашскую свадьбу праздновали еще сутки.

Обычаи после свадьбы

В первые три дня после бракосочетания молодая жена не имеет права убирать в доме. Это за нее делают близкие родственницы, а девушка преподносит им в благодарность символические подарки. Чувашка после бракосочетания обязана была семь раз что-нибудь подарить свекрови. По традиции, первый год совместной жизни молодых сваты часто ездят друг к другу в гости, чтобы укрепить родственные связи.

Через неделю после свадьбы молодожены вместе с родителями навещали тестя и тещу. Через три недели вновь наносили визит родителям супруги, но уже брали с собой одного из родственников. Через полгода в гости к тестю приезжали уже 12 человек – родители молодого мужа и близкие родственники. Гостевали там три дня, а молодым отдавали затем остаток приданого. Обычно это были домашние животные.

Одна из свадебных традиций чувашей запрещала молодым супругам петь и танцевать на свадьбе. Поверье гласило: если муж будет много веселиться на свадьбе, то жене придется провести с ним тяжелые годы. Только при первом посещении родителей невесты после свадьбы, молодым разрешалось слегка расслабиться. Сегодня чуваши очень редко соблюдают эту традицию: танцуют и веселятся от души после бракосочетания.

Национальная чувашская свадебная одежда

Чувашский жених присутствовал на свадьбе в расшитой рубахе и кафтане, который подпоясывался зеленым или синим кушаком. На ноги он обувал сапоги. Обязательными аксессуарами чувашского новобрачного были также:

  • меховая шапка с монетой около лба;
  • перчатки;
  • украшение на шею с бусами и монетами.

Вышитый платок, подаренный невестой во время сватовства, жених вешал на пояс сзади. В руках у него обязательно была нагайка. Молодому супругу не разрешалось снимать все перечисленные атрибуты на протяжении свадебного торжества, даже если было очень жарко.

Свадебный наряд чувашской невесты весил около 15 кг. Примерно три килограмма затягивали серебряные монеты, которыми расшивали свадебный головной убор. Монетами была расшита и лента, которую надевали через плечо. Верхняя одежда, рубашка, передник тоже украшали вышивкой. Обязательными аксессуарами наряда чувашской новобрачной были следующие украшения:

  • браслеты;
  • кольца;
  • подвески на грудь и пояс;
  • кошелек;
  • зеркало.

Свадебные наряды, особенно шапочка невесты, обшивалась бисером, ракушками и монетками. Рисунки были геометрическими и несли в себе тайный ритуальный смысл. Монетки же пришивали так, чтобы во время движения девушки они мелодично звенели. Поэтому, на чувашской свадьбе никогда не бывает тихо. Традиционное свадебное покрывало невесты, должно быть белым, вышитым по краям.

Видео: чувашский ритуал перед свадьбой

Свадьба у чувашей – веселый, наполненный разными обрядами и ритуалами, праздник. Торжество продолжается несколько дней, гуляет вся деревня. Сегодня чуваши не часто соблюдают все свадебные традиции, но есть обычаи, которые они чтут сквозь века. Одежда молодых и свадебные ритуалы чувашей всегда яркие, броские. Вы можете убедиться в этом, посмотрев наше видео.

Традиции и обычаи чувашской свадьбы

У народов, населяющих Чувашию, особое значение придается созданию семьи как одному из главных жизненных этапов всего рода. Свадебное событие считается не просто важной жизненной вехой, а главной целью каждого человека.

У жителей этого края есть народное поверье, что человек не вступивший в брак, у которого нет потомства, совершает греховный поступок, которому нет прощения. Поэтому для чувашей подготовка и проведение народной свадьбы совершается по всем заведенным обрядам и традициям.

Как проходит сватовство и помолвка

Чувашская свадьба неразрывно связана с выполнением различных бытовых традиций и религиозных обрядов. Согласно существующим традиционным канонам народов

Последующее сватовство проводится следующим образом: группа сватов, состоящая из родственников жениха, отправляется в дом его избранницы. Есть одна особенность – количество сватов обязательно должно быть нечетное. В дом невесты сваты приходили с гостинцами и с крепкими напитками.

В отдельных случаях на сватовство брали и жениха. Это делалось в том случае, если невесту выбирали родители, а жених еще не видел своей суженой. Если по каким-то причинам молодая на смотринах не понравилась жениху, он имел полное право отказаться от своих намерений. В доме невесты сваты начинали ничего не значащий разговор с родителями невесты, не называя при этом истинной цели своего визита.

Потом приглашали невесту и в ее присутствии оглашали цель своего визита.

Если молодая и родители невесты были не против, то назначалась дата ответного визита близких родственников невесты в дом жениха с целью закрепления знакомства.

Во время сватовства близкие родственники невесты объявляли о размере ее приданого, а родители жениха называли, какой калым дают за невесту. В состав приданого входил комплект одежды, предметов кухонной утвари, а также домашний скот. Семья жениха готовила денежный калым, а также продукты для проведения свадебного застолья.

В настоящее время понятия «калым и приданое» сохранились, и лишь немного изменились: мерой их измерения считается универсальный денежный эквивалент. Передачу денег проводят за несколько дней до свадьбы накануне свадебных торжеств следующим образом: родственники невесты накрывают на стол и в центр ставят хлеб с солью, который родня жениха покрывает кошелем с калымом.

Глава рода невесты забирает калым и возвращает кошелек родственникам жениха с вложенной монеткой, что символизирует нескончаемое денежное благополучие молодой семьи. Если обе стороны приходили к обоюдному соглашению, то родственники обменивались небольшими подарками. На этой встрече намечалась дата свадьбы – обычно через 3–5 недель, но обязательно через нечетное количество дней.

Калым жениха и приданое невесты можно отнести к давним родовым традициям, ритуалы защиты от нечистых сил и привлечения счастья в новую семью – это старинные религиозные обряды

Подготовка к свадьбе

Свадебные торжества Чувашии проводятся по различным сценариям и обрядам, все зависит от географического расположения места жительства жениха и невесты. В некоторых районах принято согласование торжества с будущей супругой, в других районах распространена «кража» невесты.

Свадебная церемония начинается в одно и то же время в доме жениха и невесты:

В Чувашии распространено домашнее пивоварение. И перед свадьбой молодожены в течение нескольких дней приходят в гости ко всем родственникам в своей деревне со свежесваренным пивом и приглашают их на свадьбу.

Есть еще одна интересная традиция, по которой перед свадьбой тщательно готовились помещения бани для молодой пары и близких родственников.

После посещения бани молодожены облачались в свадебные национальные наряды и обращались за благословением к старшим родственникам, и лишь после этого и начинались торжественные церемонии бракосочетания.

Проведение торжества

Жених и невеста приезжали в дом жениха ближе к вечеру. По старинному обычаю новобрачный вносил свою суженую в дом на руках и ставил ее на расстеленный перед порогом войлок.

Эта чувашская свадебная традиция навеяна религиозными обрядами защиты родового дома от злых духов. Невеста вместе с близкими родственницами новобрачного и приглашенными гостями со стороны новобрачной располагались на ночлег в доме молодого супруга. Утром молодую пару ожидает главное событие – венчание в церкви.

По окончании свадебной церемонии молодая пара возвращалась домой, невеста переодевалась в национальный наряд замужней женщины, и свадьба в доме жениха продолжалась.

После проведения о бракосочетания проводились другие интересные обряды. Например:

  1. Возвращаясь из церкви в новый дом невесты, по традиции разбивается куриное яйцо, из которого мама молодого мужа готовит жидкую яичницу, символизирующую счастливую семейную жизнь молодой пары, и молодоженов отправляли в дальнюю комнату и оставляли наедине. Через два часа одна из матерей молодой пары устраивала им «побудку».
  2. Когда невеста после церкви стала молодой супругой, ей предстояло еще одно испытание – необходимо было самостоятельно приготовить первое блюдо. Молодую жену отправляли с ведром набрать воду. Вместе с ней отправлялась по воду и сестра мужа. Девушка набирала полное ведро воды, но «коварная» родственница каждый раз мешала ей, и молодой жене приходилось вновь и вновь набирать воду для приготовления пищи. Лишь с четвертого раза невестка могла принести ведро воды в дом.

Таким свадебным обрядом молодой жене наглядно демонстрируется ее место в новой семье и степень подчинения новым родственникам и мужу. Это только часть старинных обрядов на чувашской свадьбе.

В каждом районе Чувашии существовали свои, местные особенности и традиции. В любом случае после проведения всех национальных обрядов свадебное пиршество продолжалось целые сутки, и потом чувашская народная свадьба заканчивалась.

После свадьбы

Чувашские семьи славятся своей сплоченностью, дружностью и крепкими семейными узами. Укреплению созданной семьи и связей между новыми родственниками способствуют старинные обычаи и обряды:

  1. Молодая жена после свадьбы три дня не задействовалась в домашних делах по уборке дома. Домашней работой занимались близкие родственницы новобрачного, а за это они получали подарки от молодой. Свекрови обычно вручались семь подарков.
  2. Породнившиеся семьи в течении года после свадьбы навещают друг друга, укрепляя таким образом родственные связи.
  3. После свадьбы молодые супруги в обязательном порядке должны поехать в гости в дом жены к тестю. Через несколько дней визит повторяли и приезжали в гости с родителями новобрачного и одного из родственников по линии мужа.
  4. Через полгода вновь приезжали в гости к тестю группой в 12 человек и гостили в его доме три дня. Во время этого визита возвращался остаток приданого.
  5. По старинному поверью, существовал запрет для жениха танцевать на собственной свадьбе. Считалось, что если традицию не соблюсти, то молодой жене будет не комфортно в этом браке. Веселье допускалось лишь после первой поездки к отцу молодой жены. Приезжая в гости в бывший дом молодой жены, молодая пара могла танцевать, петь песни и веселиться.

В этом видео – свадьба по чувашским обрядам:

Чувашские свадебные традиции и старинные обычаи передаются из поколения в поколение, что позволяет сохранить самобытность и уникальность народной культуры. Весь свой жизненный путь этих народов заключается в возвышении и упрочении своего рода, в благополучии семьи, рождении и воспитании потомков – своих детей. Вот такие возвышенные мудрые цели продолжения рода заключаются в интересных традициях чувашских свадеб.

Традиции чувашской свадьбы

Свадьба у чувашей является одним из важнейших жизненных событий (наравне с рождением или смертью), она символизирует переход на новый этап – к созданию семьи, продолжению рода. Упрочнение, благополучие семьи издревле фактически было жизненной целью чувашей. Умереть, не побывав в браке и не продолжив род, считалось большим грехом. Подготовка и проведение традиционной чувашской свадьбы – не просто праздник, а тщательное соблюдение обрядов, имеющих сокровенный смысл.

Чувашские свадебные традиции и обряды

Свадебные традиции чувашского народа имеют древние корни и продиктованы как бытовыми реалиями (например, калым или приданое, которые возмещали семьям затраты на свадьбу, помогали молодым материально обустроиться), так и религиозными верованиями (защита от нечистой силы, привлечение счастья). Свадебный процесс от сватовства до брачного ритуала занимал несколько недель. Исполнялся он в определенном порядке, за которым следил специально выбранный мужчина из родственников жениха.

Знакомства и выбор невесты и жениха

На поиск второй половинки у чувашей было принято отправляться подальше от родной деревни. Лучше было, если девушка жила в соседних и дальних поселениях, чтобы случайно не выбрать в жены кого-то из родственников. Жители одного селения могли состоять в близком или дальнем родстве, а по чувашским традициям, жениться на родственниках до седьмого колена запрещено.

В связи с этим общие для нескольких деревень праздники были обычным делом – там и происходили, как правило, знакомства между чувашской молодежью. Иногда выбором жениха/невесты занимались родители, но при этом по традиции было принято спрашивать согласия у молодых перед свадьбой. Проявление симпатии у девушки выражалось дарением собственноручно расшитого платка избраннику, а парень угощал любимую гостинцами.

Выбрав суженую, будущий жених объявлял об этом родителям, которые должны были удостовериться перед свадьбой, что берут в свой род здоровую, хорошо воспитанную девушку. Поскольку будущая жена должна была стать полноценной работницей в доме мужа, ее трудолюбие и навыки ведения хозяйства оценивались особенно тщательно. Зрелые невесты у чувашей по традиции считались более ценными, чем молоденькие, т.к. у последних обычно меньше приданое и опыт хозяйствования.

Обряд сватовства

Самым популярным временем для сватовства чуваши считают весну. К девушке, по традиции, посылались сваты: старший дружка (близкий родственник жениха, который вел переговоры с родителями невесты), младший дружка (выбирался среди молодых родственников жениха, на нем лежала обязанность общаться со свитой новобрачной, запевать песни на свадьбе) и другие родственники или близкие знакомые. Общее число сватов должно быть обязательно нечетным.

Сваты обязательно приносили выпивку и гостинцы (последние – в нечетном количестве). Эта чувашская традиция связана с тем, что фактически пары (жених + невеста) до сватовства еще нет. Если суженую подбирали родители, на первое сватовство брали жениха, чтобы он мог присмотреться к невесте и познакомиться. Если девушка не нравилась, парень мог отказаться от свадьбы.

Прибыв в дом невесты, сваты рассаживались посередине избы и начинали хитроумный разговор с отцом девушки, избегая сообщения о своих намерениях. Как правило, речь шла о продаже чего-либо. Родители невесты, поддерживая чувашскую традицию, отвечали, что ничего не продают, после чего сваты приглашали к разговору саму невесту, раскрывая цель визита.

Если сватам удавалось договориться с родителями девушки, через несколько дней к невесте приезжали родители парня с гостинцами для знакомства и окончательного договора о калыме и приданом. Родня невесты готовила ответное угощение, а невеста, соблюдая традицию, дарила будущим родственникам полотенца, рубахи и другие подарки. На этом гулянии договаривались о дне свадьбы – как правило, через три или пять (обязательно нечетное число) недель после сватовства.

В качестве приданого на свадьбу давали домашнюю утварь, одежду, скот и птицу. В калым, который должен был заплатить жених, входили деньги, звериные шкуры, продукты для свадебного пира. Эта чувашская традиция сохранилась до сих пор, но в качестве калыма дают только деньги, размер его может быть не оговорен заранее (кто-то платит большую сумму, кто-то – символическую, чтобы только соблюсти традицию).

Передача денежного калыма всегда происходит до свадьбы в доме новобрачной. Ее родня ставит на стол хлеб с солью, а отец жениха по традиции должен положить на каравай кошелек с калымом. Отец девушки либо, если нет отца, родственники по старшинству, забрав калым, возвращают кошелек обязательно с положенной в него монетой, чтобы у будущей родни деньги не переводились.

Подготовка к свадьбе

Чувашская свадебная церемония включала множество обрядов и традиций, которые разнились в зависимости от географического проживания чувашей. Большое значение для исполнения обрядов имело то, как выдавали невесту – с умыканием (когда девушку насильно увозили в дом жениха) или по согласию. Чувашская свадьба традиционно начинается одновременно в домах брачующихся, затем жених едет в дом суженой, забирает ее, везет к себе, где праздник и заканчивается.

За 2-3 дня до свадьбы молодые (каждый в своем селении) вместе с друзьями и родными обходили всех родственников. Пиво для свадьбы по традиции также варилось заранее. Чувашская свадьба начиналась с уборки и бани для молодых и их родственников. После обычной бани для чистоты, новобрачной была положена еще одна – для обряда очищения от злых духов. Затем молодые одевались в новые одежды, просили стариков благословлять свадьбу, после чего начинались все церемонии и обряды.

Чувашская народная песня-причитание

В некоторых этногруппах чувашей (низовых, средненизовых) на свадьбе обязательно исполнялся обряд плача невесты. Эта традиция сохранилась кое-где до сих пор. В день свадьбы, перед тем как окончательно покинуть родительский кров, чтобы уехать к суженому, чувашская девушка должна была пропеть грустную песню-плач с причитаниями о том, как ей не хочется уходить из родного дома в чужой, отрываться от родных.

По традиции сначала начинала причитать замужняя сестра (или родственница), показывая молодой, как надо. Затем новобрачная подхватывала и слезно причитала во весь голос, вспоминая родителей, братьев, сестер, детство, родные места. Каждая чувашская невеста складывала песню по-своему. Продолжая безутешно выть, девушка обнимала поочередно всю родню, друзей и односельчан, как бы прощаясь.

Во время плача новобрачная давала подошедшему ковш пива, куда тот должен был положить монеты. Эти деньги по чувашской традиции назывались «дань плача» (или «вытные деньги»), позже молодая клала их за пазуху. Обряд плача продолжался несколько часов, пока девушку не увозили к суженому. Примечательно, что во время плача новобрачной собравшиеся в избе должны были плясать и хлопать, стараясь потешить молодую.

Свадьба в доме невесты

Пока гости собирались в доме, молились за благополучие молодых, готовили угощение и ждали поезд жениха, молодая с подружками наряжалась в отдельном помещении. Пускать сразу в невестин дом всю процессию жениха было не принято. По чувашской традиции, сначала дружки должны были заплатить отцу новобрачной символическую плату (не калым). После этого гостей пускали внутрь, молодого поили пивом и усаживали на специальное место, куда родители девушки подкладывали деньги, а парень забирал их себе.

Начинался пир, гости веселились, плясали, затем выводили невесту, покрытую свадебным покрывалом. Девушка начинала петь традиционную чувашскую песню-плач с причитаниями, после чего ее увозили в дом суженого. При выезде за околицу жених выполнял обряд изгнания злых духов – ударял суженую три раза нагайкой. Возвращался свадебный поезд с песнями и музыкой.

Свадьба в доме жениха

Пока собирались гости (родня, друзья, односельчане жениха), будущего мужа одевали в свадебный чувашский костюм близкие родственницы. Затем новобрачный выходил во двор с гостями, где начинались первые пляски с песнями (танцевали дружка и парни-холостяки). После пляски все заходили в дом, угощались выпивкой. Дружка жениха и холостяки снова плясали, все веселились, затем отправлялись в дом будущей жены. Такой поезд во главе с женихом по традиции сопровождался всю дорогу музыкой и песнями.

Возвращались из дома новобрачной, как правило, вечером. Соблюдая чувашский обряд, молодую отправляли спать с родственницами жениха, все участники церемонии и родственники новобрачного оставались в его доме ночевать. На следующие утро проходила церемония венчания в церкви. После бракосочетания все возвращались в дом, с молодой снимали свадебное покрывало, затем по традиции одевали в одежды замужней женщины, и свадьба продолжалась.

После венчания исполнялось множество разных чувашских обрядов. Так, у ворот свекра возле молодых разбивали сырое яйцо. В доме мужа пару обязательно кормили жидкой яичницей на молоке – эта традиция на свадьбе символизировала счастливую семейную жизнь. Все значимые обряды заканчивались провожанием молодоженов на брачное ложе: пару просто запирали на час-два в комнате, затем их поднимала сноха (или сваха).

После того как молодые побывают на брачном ложе, новоиспеченную жену по традиции посылали за водой. Молодая должна была набрать ведро воды из любого источника и принести в дом. При этом золовка трижды пинала полное ведро ногой, а молодая должна была набирать вновь, только на четвертый раз ей давали унести воду. После проведения всех обрядов гости пировали еще сутки – на этом чувашская свадьба заканчивалась.

Послесвадебные обычаи

Первые три дня после свадьбы новоиспеченной жене нельзя убираться. Это делают близкие родственницы, а молодая дарит им за это небольшие подарки. Новобрачная должна после свадьбы семь раз одарить и свекровь. В первый год после дня бракосочетания, по чувашской традиции, породнившиеся семьи ездят друг к другу в гости. Так укрепляются родственные связи.

Через неделю после свадьбы молодым с родителями нужно было навестить тестя. Еще через три недели снова ездили к тестю, но уже с родителями и одним из родственников. Через полгода в дом тестя ездили уже числом 12 человек (с родителями новоиспеченного мужа и родственниками), этот визит длился три дня, а молодая семья получала остаток приданого (домашний скот).

Еще одна чувашская традиция запрещает молодоженам петь и танцевать на свадебной церемонии. Считалось, что если жених будет распевать песни или пустится в пляс на своей свадьбе, то молодой жене будет тяжело жить в браке. Веселиться молодые могли впервые только на первом визите после дня бракосочетания в гостях у тестя. Но современные чувашские молодожены часто нарушают эту традицию, исполняя первый свадебный танец сразу после торжественной церемонии.

Национальная чувашская свадебная одежда

Жених по чувашскому обычаю надевал на свадьбу расшитые рубаху и кафтан, подпоясывался синим или зеленым кушаком. Обязательными атрибутами были сапоги, перчатки, меховая шапка с монеткой около лба, шейное украшение с монетами и бусами. Подаренный невестой во время сватовства вышитый платок парень привешивал на поясе сзади, а в руках должен был держать нагайку. По традиции жениху нельзя было снимать все перечисленное на протяжении свадьбы, даже в жаркую погоду.

Полный свадебный наряд чувашской невесты вместе с украшениями весил больше 15 кг, из них 2-3 кг приходилось на серебряные монеты, которыми обильно расшивали головной убор и специальную ленту-накидку через плечо. Рубашка, передник и верхняя одежда (халат или кафтан) по традиции тоже украшались вышивкой. Обязательными атрибутами женского свадебного чувашского наряда были многочисленные украшения: кольца, браслеты, шейные, нагрудные и поясные подвески, кошелек и зеркальце, подвешиваемые на поясе.

По традиции, свадебная одежда, особенно шапочка новобрачной, сплошь расшивалась бисерными узорами, раковинами и монетами. Рисунки на чувашском костюме, как правило, были геометрическими и имели тайный обрядовый смысл, а монеты пришивались так, чтобы при движении могли издавать мелодичный звон, поэтому на свадьбе у чувашей никогда не бывало тишины. Покрывало невесты должно быть обязательно белым, с вышивкой по краям.

Видео: чувашский свадебный ритуал перед свадьбой

Чувашская свадьба – шумный, наполненный многочисленными ритуалами процесс. Веселье длится несколько дней, участвует в нем вся деревня. Современные чуваши редко соблюдают свадебные традиции полностью, но некоторые обычаи популярны до сих пор. Наряды молодоженов и ритуалы на свадьбе у чувашей – яркое зрелище, посмотреть на которое приезжают даже издалека. Полюбоваться на удивительные обряды чувашского народа вы можете, посмотрев видеоролик ниже.

Традиции чувашской свадьбы. Главный обычай для молодожен чувашов

Предки нынешних чувашей самыми значимыми событиями в жизни считали рождение, женитьбу и смерть. Обычаи, которые сопровождают эти важные события, называются обрядами перехода. Считается, что при рождении и при уходе из жизни, человек просто совершает некий переход в другой мир. А свадьба – это событие, которое в корне меняет положение человека в обществе и образ его жизни, знаменует переход в иную социальную группу.

Для человека чувашской национальности считается большим грехом и вообще несчастьем умереть, не выйдя замуж или не женившись. Целью жизни каждого человека считалось создание семьи и продолжение рода, воспитание потомства.

Придя в этот мир, каждый человек должен оставить на этой земле свой след, свое продолжение. Продолжение по верованиям чувашей в их детях. По обычаям детей положено не только родить, но и научить всему, что сам умеешь и тому, чему тебя твои родители научили.

Ученые отмечают в чувашской национальной традиции заботу не столько о самом себе, сколько о своей семье, ее благополучии, упрочнении позиций своего рода. Таким образом они считали, что держали ответ перед предками и держали его достойно, если род с поколениями возвышался.

Национальная особенность чувашей в том, что они заботятся не о приготовлении к жизни будущей, а об улучшении позиции своего рода. Ради этого было все.

Выбор невесты и знакомство с женихом

Как и многих народов, чувашские традиции не допускают выбор себе в жены или мужья человека из числа родственников до седьмого колена. С восьмого колена браки разрешались. Запрет, конечно, связан с тем, чтобы соблюсти все условия для рождения здорового потомства.

У чувашей часто было так, что жители одной деревни происходили от одного какого-то предка. Поэтому молодые чувашские женихи искали себе будущих жен в соседних и более дальних поселениях.

Чтобы молодые люди имели возможности знакомиться, часто устраивались посиделки со всевозможными играми, праздниками и общением представителей нескольких деревень из округи. Еще один вариант присмотреть себе жену или муж – это общие работы в поле, например, сенокос.

Как и в других народностях, если молодой чувашский парень говорил о своем намерении жениться, то его родители, первым делом, принимались выяснять о невесте. Из какого она рода, какое у нее здоровье, какая она хозяйка. Не лентяйка ли, какого ума и характера, да и внешность девушки имела значение.

Встречалось такое, что невеста была несколько старше жениха. Разница в возрасте могла доходить до 10 лет. Это объясняется тем, что родители жениха старались женить его быстрее, чтобы в доме появились дополнительные руки. А родители невесты наоборот, старались подержать дочь подольше возле себя, из тех же соображений.

Было такое, что родители и сами выбирали детям будущих супругов, но согласие на брак самих детей, конечно, было необходимо.

До свадьбы

Когда выбор невесты был сделан, родители желали познакомиться с семьей невесты, и следовало устроить предварительный сговор. Для этого в дом к невесте отсылались сваты из числа близких родственников или хороших знакомых.

Сваты шли в дом невесты с подарками и кнутом, а вести себя было положено не как обычно. Например, кто-то из сватов мог усесться в середине дома и завести речь о покупке. Родители невесты, конечно, понимали о чем речь и поддерживали разговор, делая вид, что ничего не продают.

Тогда сваты просили пригласить к разговору дочь. В завершении разговора, если сватовство прошло удачно, то сваты в доме невесты оставляли кнут.

Спустя несколько дней происходило окончательное сватание. В дом к невесте приезжали родители и близкие родственники от юноши, привозили гостинцы с продуктами. С другой стороны тоже собирались родственники, чаще старшие члены рода.

Перед тем как сесть за стол, было принято приоткрыть дверь и помолиться, держа кусочек хлеба и сыра в руках. Затем начинался праздник с песнями и весельем. Невеста одаривала будущую родню подарками. Это были и полотенца, и рубахи, а еще угощала пивом.

Незадолго до свадьбы, родители жениха снова приходили к родителям невесты, чтобы окончательно решить вопрос о дне свадьбы.

  • Свадебное застолье устраивалось во дворе. Накрывали стол, устанавливали скамейки.
  • Калым мог состоять из денег, продуктов для свадьбы, шкур для пошива шуб и прочего.
  • Приданое состояло из различной одежды, платков, полотенец, перин и подушек, сундуков, мелкого и крупного домашнего скота.

Выбирался своеобразный тамада. Он был из числа близких родственников. Это чаще всего был мужчина добряк, весельчак, балагур, хорошо помнящий все обычаи свадебного ритуала. Он к тому же вел и переговоры с родителями.

Его называли – старший дружка. У него был помощник – младший дружка. Он выбирался из числа молодых родственников жениха. В его обязанности входило вести переговоры со свитой невесты, а также он был запевала и коновод в свадебном поезде.

Подготовка к свадьбе

Для обоих родов и обеих деревень свадьба была грандиозным событием. В каждой деревне могли быть свои отличия. Чувашская свадьба начиналась практически в одно время и в доме жениха и в доме невесты.

Позже обе свадьбы объединялись в одну, когда приезжал жених. Свадьба происходила в доме невесты. А когда жених забирал ее в свой дом, свадьба продолжалась в доме жениха. Там же в итоге и завершалась. Длилась чувашская свадьба от нескольких дней до недели.

У чувашей принято перед важными торжествами устраивать баню, мыться и одеваться в красивые одежды с нарядными головными уборами и украшениями.

Из числа родственников выбирали специальных людей, которые организовывали все мероприятия свадьбы, а так же выполняли особые поручения. С обеих сторон выбирался руководитель свадьбы.

Чувашского жениха сопровождали многочисленные друзья и родственники из числа молодых парней. Среди них и выбирали младшего дружку. На него возлагалась обязанность носить большую сумку для гостинцев.

Невесту сопровождали подруги, а также неженатые родственники из числа молодых парней.

Обязательно приглашали крестных отца и мать, а также музыкантов. Чувашская свадьба, как и любой праздник, сопровождалась большим весельем с песнями и плясками.

Начиналась свадьба в доме невесты. В назначенный день собирались гости, несли с собой угощение, старшие члены семьи читали молитвы о счастье молодой семьи и всяком ее благополучии.

Невеста совершала приготовления к свадьбе с помощью подруг в клети. Клеть — это небольшая каменная постройка на территории двора рядом с основным домом.

Свадебный наряд чувашской невесты содержал богато вышитое платье, тухъю, украшения из серебра, кольца, браслеты. На ноги надевали кожаные ботинки, а на лицо накидывали покрывало.

Молодая невеста кланялась родителям, а они ее благословляли. Затем невеста в сопровождении родных и подруг отправлялась в гости к родственникам.

Родня ее встречала и усаживала всю свиту за стол. Было принято петь песни и плясать, напутствовать невесту торжественно и прощаться с ней.

Таким образом, невеста со своей свитой на протяжении 2-3 дней обходила всю свою деревню и даже посещала родственников из соседних деревень.

Начало свадебных торжеств в доме жениха

Тем временем в доме жениха женщины уже готовили богатое застолье и тоже читали молитвы. Жениха наряжали в красивую белую рубаху с вышивкой, на голову надевали высокую шапку, в центре которой спереди пришивали серебряную монету.

Ноги жениха обували в сапоги, а на руки надевали кожаные перчатки, с прикрепленным к мизинцу платочком. В руки жениху давали держать плетеную нагайку.

По традиции подчеркнуто своеобразно должны быть одеты и друзья жениха. Нарядные рубахи, фартуки, бусы, сабли и луки со стрелами (в более поздние годы – оружие).

Попросив разрешения у родителей ехать за молодой невестой и получив их благословение, жених отправлялся в дом невесты.

Когда жених забирал невесту из родительского дома, их свадебный поезд сопровождали родственники невесты и ее подруги до самого конца деревни. А выезжая из деревни невесты, жених должен был три раза ударить невесту, тем самым прогоняя злых духов, которые могли перейти в его деревню.

Встреча невесты

Молодых встречали около ворот дома и разбивали сырое яйцо. Под ноги невесте клали белую войлочную ткань, а потом жених должен был на руках занести невесту в свой дом. Суть традиции в том, чтобы пока еще чужой для этой семьи человек не оставил следов на земле этого дома.

В доме следовал обряд под названием «Инке салми». Жениха и невесту ставили у печки, накрывали войлочной тканью, в руки жениху давали маленькие вилы с наколотыми на них несколькими штучками салмы. Танцуя, парень должен был несколько раз подходить к невесте и подносить ей салму.

На войлок в это время положено было плескать бульон. Обряд этот носил символику общей еды молодоженов. У многих народов считалось, что общая еда делала жениха и невесту родственниками.

После этого ритуала с невесты снимали войлочную ткань покрывало. Невеста начинала дарить подарки своим новым родственникам. Это были полотенца, рубахи.

Далее, молодых жениха и невесту закрывали в клети с пожеланиями большого потомства.

Заключительным свадебным обрядом был обряд с водой, принятый у многих народов.

  • Ходили на родник: невеста, женщины-родственницы, молодежь.
  • В воду нужно было бросить монетки, прочитать молитву и трижды набрать ведро воды и три раза его опрокинуть.
  • В четвертый раз набрав ведро воды, нужно было отнести его в дом и сварить из этой воды суп.
  • После того, как молодая невеста сварила суп и накормила новую родню, принято было считать, что она вошла в род мужа.
  • После завершения этого обряда гости гуляли еще пару дней и затем расходились.

Послесвадебные обычаи

После свадьбы новые родственники должны были ездить в гости друг к другу. В одно из таких посещений молодой семье отдавали остатки приданого: коров, пчел, овец и т.д.

Считалось, что петь и плясать молодожёнам разрешалось после 40 дня со дня свадьбы.

Чувашская свадьба — традиции и обычаи

Чувашская свадьба богата на традиции и разнообразные обряды и обычаи. Рассмотрим подробнее все особенности церемонии в этой статье.

Свадьба — главный этап в жизни чуваша.

Свадьба для чувашского населения столь же значимый момент в жизни как смерть или рождение, это символический жизненный этап-создание ячейки общества для родословной. Издревле чуваши считают создание семье жизненной целью каждого человека. В случае когда человек по каким-либо обстоятельствам не успевал вступить в брак и не завел детей, он умирает во грехе. Подготовка и проведение чувашской народной свадьбы это непросто обыкновенный праздник с застольем, это этап в жизни с соблюдением обрядов.

Национальные традиции

Чувашская свадьба сопряжена с бытовыми и религиозными поверьями. К бытовым относятся калым, приданое, к религиозным-защита от нечисти и привлечение счастья в новой семье. Вся свадебная церемония длится на протяжении нескольких недель и проходит множество этапов от сватовства до бракосочетания.

Знакомства и выбор невесты и жениха

В поиске возлюбленной жениху приходилось отправляться далеко за пределы родного села. Это создавало уверенность, что девушка не будет состоять с избранником в близкородственных связях. Жители одного села, деревни могли приходиться родственниками, что категорически запрещено по канонам чувашских традиций.

По этой причине в праздниках участвовали несколько поселений, где молодежь и знакомилась. Встречаются случаи, когда второю половину выбирают родители, но в таком случае обязательно спрашивалось согласие обоих сторон пред бракосочетанием. Когда возникала симпатия у одной из сторон по национальной традиции принято дарить подарки, девушка преподносит платок, а парень угощает гостинцами.

Выбор невесты

После выбора суженой молодой человек объявлял о своем решение родителям, отец с матерью в свою очередь, перед свадьбой удостоверялись, что берут в дом здоровую и воспитанную девушку. Так как будущую супругу становится полноправной хозяйкой в доме и напрямую обязана следить за порядком, то навыки работницы проверялись с особой тщательностью. Более зрелые невесты ценятся больше, чем совсем молодые, так и приданое солиднее и опыт ведения хозяйства за плечами имеется.

Начало сватовства

Самое распространённое время года для сватовства весна. К суженой отправлялась группа сватов, которая состояла из многочисленных родственников и близких, главное, чтобы количество сватов было нечетное. Выбранные люди приходили в дом к невесте с гостинцами и горячительными напитками. Когда выбор делают родители, то на первые смотрины берут жениха. Если по каким-то причинам невеста не понравилась жениху, молодой имеет права отказаться от продолжения сватовства.

По прибытии в дом невесты сваты заводили ничего не значащий разговор с родственниками избранницы. Это делалось осознано в честь древних традиций, в свою очередь, родители не замечали скрытого умысла. После чего звали будущую супругу и оглашали цель визита.

Сватовство и все что с ним связано

Если зазванным гонцам удавалось обсудить все договоренности с родителями, то через пару дней в дом приходили родители со второй стороны для закрепления знакомства и заключали соглашение о калыме и приданом. С обеих сторон обменивались гостинцами, а сосватанная девушка преподносила презенты родственникам избранника. На это застолье проводились переговоры о предстоящем свадебном тожестве, обычно церемония назначалась через 3-5 недель, обязательное условие нечетное количество недель.

Приданое состояло из предметов кухонного обихода и одежды, а также скота. Для калыма готовились деньги, продукты для свадьбы. Эта чувашская особенность действует по сей день, но немного видоизменилась все измеряется в денежном эквиваленте.

Передача денежных средств проходит в преддверии свадебного торжества, родня невесты выставляет на стол хлеб с солью, а родственники жениха покрывают его кошельком с денежным калымом. Старший в семьи невесты мужского рода забирает деньги, а кошелек возвращается обратно с вложенной монеткой, чтобы деньги в доме не заканчивались.

Подготовительные особенности к свадьбе

Чувашские свадебные традиции насчитывают много обрядов, все зависит от географического местоположения чувашей. Огромное значение, на обряд влияет, согласовано ли торжество с будущей супругой или ее крадут. Свадебная церемония начинается одновременно в обоих домах, после чего будущий супруг забирает невесту к себе в жилище, где и продолжается празднование.

За несколько дней до торжества молодожены обходят с друзьями всех родственников в своем селе. А также одной из традиций является пивоварение. На первом этапе перед свадьбой занимались уборкой в бане и доме для молодоженов и родственников. После бани новобрачная проходила повторное омовение, чтобы отчиститься от злых духов. После банных процедур супруги облачались в национальную одежду, просили благословения у старших в роду, и начиналась торжественная церемония.

Начало свадебной церемонии в доме невесты

В ожидание прибытия жениха, гости собирались в доме, приглашенные занимались подготовкой угощений к столу и молились за благополучие молодой семьи. В это время в соседней комнате невеста с подружками примеряла свадебное платье. По приезде молодого, он платил отцу невесты символическую оплату. После чего вся процессия проходила в дом, парень занимал отведенное место, куда родители невесты подложили деньги.

Встреча жениха на свадьбе

Во время веселого застолья с песнями и плясками вводилась новобрачная, покрытая свадебным покрывалом. Возлюбленная заводила песнь-плач с причитаниями, после чего ее забирал жених в свой дом. После выезда за пределы, отчего жилища парень выполнял обряд для изгнания злых духов—бил жену три раза нагайкой. Обратная дорога сопровождалась песнями и музыкой.

Подготовка к свадьбе в доме жениха

Во время сбора гостей жениха наряжали в традиционный чувашский костюм близкие родственницы. Затем молодожен выходил во двор, где дружка с холостыми парнями запевали первые песни и пляски. После первого этапа все возвращались в дом, где предстояло выпить. И только после этого жених с друзьями отправлялся в дорогу за невестой.

В дом к жениху возвращались под вечер, и все располагались ночевать. Новобрачная с родственницами жениха, и остальные приглашенные гости также оставались на погост в доме супруга. Наутро проводился обряд венчания в церкви. Послесвадебной церемонии гости, и молодые возвращались домой, где состоявшаяся супруга переодевалась в наряд замужней девушки и свадебное пиршество продолжалось.

Свадебная церемония в доме жениха

По окончании венчания начиналась череда традиционных обрядов. У околицы свекра разбивалось яйцо, сам муж съедал жидкую яичницу с молоком во благо семейного счастья. После каждого обряда новобрачные отправлялись на брачное ложе: молодых просто запирали на пару часов в комнате, после их поднимала одна из матерей.

Состоявшаяся супруга по традиции отправлялась за водой после того как, супруги побывали на брачной кровати. Жена должна набрать воды и принести полное ведро в дом, притом золовка трижды мешала это сделать, и только на четвертый раз разрешалось занести воду в жилище. После всех национальных традиции свадебное застолье продолжалось сутки, и свадьба заканчивалась.

Обычаи после свадьбы направленные на укрепление семейного очага

После свадьбы в течение трех дней новоиспеченная жена не могла убираться в доме, это делали близкие родственницы, за что молодая откупалась подарками. А также подарками одаривалась свекровь семью презентами. В течение первого года породнившиеся семьи ездят, друг другу в гости. Так, они укрепляют семейные узы.

Через семь дней супруги должны навестить тестя. Через несколько дней вновь навещали тестя, но уже в присутствие родителей и одного родственника. Через шесть месяцев посещали отца невесты в количестве 12 человек, все гостили в течение трех дней, во время которого возвращался остаток приданого.

Существует еще одно важное поверье, жених не мог танцевать и плясать на собственной свадьбе. В случае несоблюдения традиции считалось, что жене буде плохо жить в этом браке. Веселиться разрешалось только после первого визита к отцу супруги. Но современные молодожены исполняют первый свадебный танец прямо на церемонии.

Чувашская свадьба. Обычаи и традиции.

Наши предки самыми важными событиями человеческой жизни считали рождение, свадьбу (туй) и смерть. Обряды, сопровождающие эти события, ученые называют «обрядами перехода». Во время рождения и смерти человек «переходит» в другой мир. Во время свадьбы резко меняется его положение в обществе, он «переходит» в другую социальную группу.

Чуваши считали большим несчастьем и грехом умереть незамужней или неженатым человеком. Человек, приходя в этот мир, должен оставить после себя свое продолжение — детей, воспитав их и научив всему, что умел сам, чему научили его родители — цепь жизни не должна была прерываться. Жизненной целью каждого человека было создание семьи и воспитание детей.

Многие исследователи отмечали, что чуваши больше заботились не о себе лично, а о благополучии семьи, о возвышении и упрочении своего рода. В этом как бы «отчитывались» перед предками, об этом молили верховных божеств. Поэтому понятно, что выбор будущих отцов или матерей, а затем и свадьба были одним из самых важных событий в жизни человека, семьи и всего рода.

Вся забота чуваша в здешней жизни не в приготовлении к жизни будущей, а о возвышении и упрочении своего рода: тěтěм ан сивěнтěр — чтобы избной дым не похолодел [не прекратился]. Для этой цели он и работает, и копит деньги, отказывая себе даже в улучшенной пище.

1. Знакомство

Знакомство молодых происходит разными путями. Растущие в одной деревне и участвующие в сельскохозяйственных работах бок о бок, юноши и девушки имели возможность постоянно наблюдать друг за другом. Особенно много знакомств происходило на весенних массовых гуляниях. На таких играх девушки, успевшие приглядеть себе парня, а также сосватанные дарили своим избранникам собственноручно сшитые кисеты с положенными туда колобками. У девушек в обыкновении было дарить любимому вышитый носовой платок. Мотивы платка как символа знакомства с любимой сохранились в свадебных песнях: намеки на то, что в сундуке у золовки имеется платок; сват вывесил, мол, с намеком, платок на воротах; пляшущий на свадьбе юноша намекает, что у него нет платка, чтобы вытереть пот.

Гуляя вместе по базару, юноша и девушка знакомились, в таких случаях жених угощал невесту орехами и пряниками.

2. Сватовство

Традиционное время для сватовства у чувашей – весна. С пробуждением природы особенно много молодежных увеселений. В масленицу в деревнях посылали сватов к повзрослевшим девушкам.

Согласно свадебным песням, выбор невесты зависит от того, куда попадет стрела, выпущенная женихом. На свадьбе чувашей, например, пели:

Стрельнул из лука ввысь,

Не зная, куда упадет стрела;

Оказывается, упала в деревню Уртюк,

Просил-просил – не вернула.

Сказала, что сама придет.

В песне чувашей Хвалынского уезда Саратовской губернии, исполняемой в момент объединения мужского и женского поездов, также получали отражение детали, возможно, когда-то реально проводимого обряда стрельбы из лука перед сватовством:

Стрельнул из лука ввысь,

Стрела устремилась в эту сторону,

Пришли в поисках стрелы.

Сваты приходили в дом отца девушки обязательно в нечетном количестве: 5, 7, 9, 11 человек. Ибо, объясняют информаторы, пока еще ни жених, ни невеста не составляют пары. Цель сватов – уйти из этого дома в парном количестве, т.е. нечет превратить в чет. Принесение гостинцев в нечетном количестве подчинено той же цели. Лишь йавача «поджаренные небольшие шарики из пресного теста» приносятся в большом количестве без счета, что символизирует пожелание иметь много детей. Также хозяева соблюдают правила нечетности при сватовстве. На стол ставят также большие лепешки нон и пирожки с мясом по девять штук в каждой кучке.

Функция платочка во взаимоотношениях молодых затронута в связи со знакомством. Платочек носовой, платок головной, небольшие покрывальца присутствовали и во время сватовства. Преподнося жениху ковш с пивом в доме невесты, чуваши покрывали сосуд платочком сара тутри.

Сват у чувашей, войдя в дом, сразу же проходил и садился под матицу, что не было принято в обычных случаях.

Сват у чувашей, войдя в дом, прежде всего, должен произнести молитву, обращаясь к тура. Чужой человек в доме, если он пришел с добрыми помыслами, должен вызвать расположение к себе духов, соблюдать этикет.

Принимая первую чашку, отец невесты передает ее родственнику, знающему молитву. Тот, брызгая вином из ложки, обращается к духам: к родовому, а затем другим ульгенам. Кропит углы и стены дома, люльку, печку, дверь, полки, у которых имеются свои духи. Повернувшись к печке, в частности, просит у духов огня благословения на благополучие для жениха и невесты и разрешения на новый брак.

В своей хитроумной речи сват избегал прямого называния персонажей, особенно это касалось жениха и невесты. Вот типичный диалог между сватом и отцом невесты в начале сватовства. Сват:

— Я слышал, что у вас есть телка двухгодовалая на продажу.

Отец девушки, не смекнув или притворившись, говорит:

— Ведь о продаже скота мы ни с кем не говорили.

Источники:
http://fotkay.ru/tradicii_chuvashskoy_svadby
http://svadba.expert/podgotovka/traditsii/po-narodam/cuvasskoj
http://svadbavo.ru/journal/podgotovka-k-svadbe/traditsii/chuvashskoi-svadby/
http://isvadby.ru/tradicii/tradicii-chuvashskoj-svadby-glavnyj-obychaj-dlya-molodozhen-chuvashov.html
http://xwedding.ru/svadebnye-traditsii/chuvashskaya-svadba.html
http://diplomconsult.ru/preview/1621563/
http://gidnevest.ru/obychai/28-kak-pravilno-blagoslovit-molodyh-pered-i-posle-zagsa.html

Ссылка на основную публикацию